ВИДЕО ИГРЫ. ХАЛЯЛЬ ИЛИ ХАРАМ?

Источники информации:

  1.  "Как геймеры-мусульмане адаптируют игры под себя".

  2. “Разрешено ли мусульманам играть в компьютерные игры?”



ХАЛЯЛЬ ИЛИ ХАРАМ?


Одна из центральных дихотомий в исламе — это халяль и харам, разрешенное и запретное. Дискуссии о запретности или дозволенности охватывают огромное количество явлений. Помимо халяля и харама существует еще одна, промежуточная категория — макрух, то есть нежелательное, но не запрещенное действие.


Этот вопрос много раз поднимался на мусульманских Q&A-ресурсах. Как правило, все они дают примерно один и тот же ответ: игры разрешены, но с оговорками.


Прежде всего, развлечения не должны мешать выполнению религиозных обязанностей, особенно пятикратной молитвы, и содержать запрещённый контент.


В дебатах о дозволенности игр нередко можно встретить аргумент, что видеоигры — это бесполезное занятие, а значит, запрещенное. «Сын Адама имеет две милости, которые растрачивает попусту: свободное время и здоровье», — цитирует хадис Пророка шейх Халид Аль-Фулейдж.


Чаще всего в список запрещенного входят азартные игры, одобрение колдовства и магии, музыка, насилие, неуважение к исламу, ширк и обнажение аурата (части тела, которые не дозволено видеть никому, кроме супруга или близких родственников). Последнее особенно актуально, учитывая характерную для видеоигр сексуализацию женских персонажей.


Популярный в интернете шейх Асим Аль-Хаким, отвечая на один из вопросов о видеоиграх, отметил, что игра, будучи фикцией, не приводит к греху.

 https://www.youtube.com/watch?v=n3Bllk67Dn8


Создание аватаров и игровых персонажей — еще один вопрос, который тревожит мусульман-геймеров. Существует ряд хадисов, которые можно интерпретировать как запрет на изображение людей и животных. Одни мусульмане склоняются к тому, что любое создание изображений живых существ противоречит исламу, в то время как другие считают, что изображение запретно, если оно имеет цель идолопоклонничества. На одном из Q&A-форумов задали вопрос, будет ли грехом создание персонажей в рестлинг-игре WWE или, например, в Roblox и FIFA. Компромиссное решение предложил шейх Асим Аль-Хаким. По его мнению, харам — это самостоятельно размещать на лице персонаже глаза, рот и другие части тела, но не запрещено выбирать пресеты персонажей.


Российские мусульманские деятели считают игры дозволенными при условии, что они не содержат запретного и не отнимают времени от религиозных практик. На русскоязычных ресурсах чаще бьют тревогу по поводу игровой зависимости. «[Игромания] — это болезнь XXI века, которая, к сожалению, все больше и больше охватывает и нас, мусульман», — пишет мусульманский сайт «Алиф.тв». Жертвами игровой зависимости видятся дети, а игры часто признают бесполезным занятием, которое только развращает человека. «Компьютерные игры стали чем-то вроде детской инфекции. Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры — это наркотики. Они вызывают привыкание. От них сложно отвыкнуть. Не каждый осознает, что такие игры очень вредны», — говорится на сайте IslamDag.


Турецкий исследователь Эмер Чингиз решил выяснить у геймеров-мусульман, почему они играют, и пришел к выводу, что игры все еще предстают нежелательным занятием, которое нужно оправдывать. Участники опроса говорили, что так можно найти друзей и снять стресс, и подчеркивали, что в играх есть познавательные и образовательные компоненты. Часто ответы были противоречивыми: в них было и осуждение игр, и вместе с этим признание их пользы.


ВЫВОДЫ


  1. Чем является игра, харамом или халялем, определяется самой игрой. Её содержанием, сюжетом, геймплеем.

  2. Игра должна быть полезной.

  3. Игра должна способствовать исполнению религиозных обязанностей Игрока.

  4. Игра не должна содержать изображения РЕАЛЬНЫХ людей и животных. Это не касается фантастических, вымышленных персонажей.

  5. Игра не должны содержать элементов имеющих отношение к идолопоклонству,  многобожию, религиозным заблуждениям.


Рамиль Бикмухаметов

6 июня 2024


+7 968 7416272

scenager@gmail.com





Комментарии